Заказать звонок

+7 (495) 727-85-33

Главное - внедрение

Л. Добровольских

Анализ читательской почты показывает, что сегодня в сфере кадровой работы и управления персоналом российских предприятий одна из актуальных проблем - успешное внедрение разного рода компьютерных программ. Поэтому общий анализ аспектов внедрения в первом материале цикла "Внедрение" был начат именно с кадровых программных продуктов.

На страницах нашего журнала подробно анализировались многие программы для кадровой работы, а также для управления персоналом - с точки зрения их функциональных и эксплуатационных особенностей. Продолжая разговор, сегодня рассмотрим внедрение компьютерных систем, но уже из области Human Resorces. Напомним читателям, что сегодня при внедрении подобных инструментов и технологий в мировой и российской практике принято вычленять три основных этапа процесса внедрения:

1. Первый этап – технический – закупленные инструменты работают с полной нагрузкой в штатном режиме, т.е. без сбоев, зависаний и т.п.

2. Второй этап – содержательный – специалисты и руководители в полной мере понимают смысл и возможности новых процедур (грубо говоря, задача быстрого и правильного нажимания нужных кнопок сменяется задачей широкого практического применения получаемых результатов).

3. Третий этап – качественных изменений - закупленные инструменты устойчиво и активно применяются в решении повседневных проблем, их результаты органично входят в структуру штатных средств организации, становятся привычными, максимально используются - и начинают влиять на показатели эффективности организации. Это уровень полноценного овладения HR-инструментами как реально действующими технологиями на уровне предприятия (организации) в целом. Можно назвать этот этап успешным внедрением в корпоративную среду.

Но это – в общем. А конкретно? Мы решили рассмотреть характерные особенности внедрения компьютерных программ для управления персоналом на примерах ведущих производителей.

Наш первый "объект изучения" – НПО "ЭТАЛОН". Такой выбор обусловлен несколькими причинами:

во-первых, НПО "ЭТАЛОН" - один из безусловных лидеров в разработке и производстве комплексных программ по работе с персоналом;

во-вторых, это НПО, пожалуй, наиболее признанный и титулованный за рубежом российский разработчик "умного" программного обеспечения (обладание высшими наградами крупнейших мировых форумов говорит само за себя);

в-третьих, с компьютерными комплексами НПО "ЭТАЛОН" работают такие известные компании, как Норильский Никель, АвтоВАЗ, КАМАЗ, РОСОБОРОНЭКСПОРТ, ЛУКОЙЛ, Адмиралтейские верфи и т.д., а также множество компаний среднего и малого бизнеса. И ВСЕ специалисты организаций-пользователей, которые были опрошены при подготовке данного материала, отметили профессиональный уровень сервиса и простоту процесса внедрения программ "ЭТАЛОНА".

Отмечу попутно с нескрываемым удивлением, что некоторые другие крупные производители уходили от ответов, важно сообщая, например (цитирую): "Технологии внедрения – это внутренний закрытый для обсуждения ресурс". Во как! Видимо, неслучайно тема внедрения так болезненно звучит в читательских письмах – при подготовке статьи порой создавалось впечатление, что это действительно "слабое звено" многих известных программных продуктов сферы Human Resorces. 
К чести НПО "ЭТАЛОН", его сотрудники проявили достаточную открытость. Так же, как и специалисты организаций-пользователей.
Первое, что отмечается этими специалистами – необычных характер сервиса НПО "ЭАЛОН" – "все включено". В любую версию и модификацию компьютерных Комплексов (именно так именует свои программы НПО) входит БЕСПЛАТНОЕ сопровождение и консультирование – как с помощью нескольких "горячих линий", так и очное – без ограничения времени консультаций. Такое бережное отношение к пользователю, замечу, является сегодня нередким в развитых странах Запада, но на российском рынке оно скорее исключение, чем правило. А жаль, потому что, на взгляд автора, именно такой подход позволяет решать проблемы внедрения оптимально. Далее – слово Зав. отделом обучения НПО "ЭТАЛОН" Андрею Петровичу Николаеву:

"В нашей организации уже 7 лет реализуется внутрифирменная программа "Внедрение". Рассматривая данную проблему как одну из самых острых и сложных, мы стараемся решать ее на нескольких уровнях:

1. При разработке новых версий каждая функция рассматривается изначально не только как операция с персоналом, но и как операция внедрения. Иными словами, как нужно сделать программный продукт, чтобы пользователь – руководитель или HR-менеджер максимально быстро смог использовать его "в полную силу", не задумываясь, какую кнопку нажать и т.д. Учитывая, что некоторые наши разработки внутренне очень непросты (напр., новейшие прецедентные экспертные системы), описываемая задача иногда решается несколько месяцев. Образцом для нас здесь служит "некомпьютерная классика" – фотоаппараты LEICA, профессиональная аудиотехника LINN и т.п. Конечно, мы изучаем и наиболее удобные – с точки зрения пользователей – компьютерные интерфейсы других изготовителей.
Но главная проблема на этом этапе – отнюдь не интерфейс, как полагают многие. Главное – разработать максимально простую идеологию работы с системой, тогда логичным ее продолжением как раз явится простой интерфейс. Т.е. я хочу сказать, что самого по себе интуитивно понятного интерфейса для успешного внедрения мало – нужна, если хотите, "дружественная архитектура" программы. А эта задача сложнее на несколько порядков. В Париже, на известном конгрессе "Millenium Personnel" наши компьютерные Комплексы называли за простоту работы и прозрачность "Калашников" и мы этим очень гордимся, потому что реализовать это удается немногим производителям.
2. Следующий этап успешного внедрения – пробная работа с нашими системами реальных эйчаров. Все, что мы "наваяли" они пробуют в действии – и нередко какие-то режимы, которые на бумаге казались идеально удобными, на практике требуют переделки. При этом мы не пытаемся убедить специалиста, что он просто не понимает своего удобства, а переделываем программу до тех пор, пока функция осваивается без усилий.
3. Затем "предготовая" система обкатывается реальными людьми из числа руководящего состава. Конечно, не все функции, а лишь те, которые, как мы полагаем, могут выполняться руководством самостоятельно - например, выявление нелояльных работников. У руководителей зачастую несколько иной подход к работе с компьютером -  и мы добиваемся, чтобы удобно и быстро работалось и им также. 
4. Далее вопросы внедрения обязательно рассматриваются на обучении – причем именно в их содержательном аспекте, т.е. как сделать так, чтобы специалист мог реально проводить прием на работу, аттестацию и пр. с помощью наших систем немедленно по окончании обучения.
5. Быстрому, понятному и качественному внедрению, как говорят пользователи, весьма способствует специальное весьма объемное руководство, которое бесплатно прилагается к поставке. В нем мы попытались в т.ч. обобщить опыт других пользователей.
6. Конечно, реализации всего вышесказанного помогает то, что мы сейчас начали выпуск прецедентных экспертных систем 6-го поколения, а их встроенный искусственный интеллект можно "направить" и на всемерную помощь пользователю при внедрении. Что мы и делаем в наших компьютерных Комплексах.

От редакции. Судя по отзывам пользователей, внедрение разработок НПО "ЭТАЛОН" в корпоративную среду происходит вполне успешно.